Метериал для изучения темы
А.П.Платонов "Юшка"
Кротость и смирение, жертвенность и душевная искренность главного героя.
Утверждение необходимости сочувствия и сопереживания в рассказе.
Развитие понятия про рассказ
Побеждай
зло добром. (Библия.)
Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю.
Никулин)
Лучше терпеть зло, чем причинять зло. (Г. Гессе)
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)
1. Посмотрите видео - урок:
2. Ознакомьтесь с материалом:
Словесный портрет Юшки.
Ответьте на вопросы:
1.Какие
ключевые слова использует автор в описании работы, выполняемой Юшкой? (носил, раздувал, держал, вводил и делал работу,
которую нужно было делать)
2.На
что обращает внимание автор во внешности главного героя? (мал ростом и худ, болен чахоткой, выглядит стариком в
свои 40 лет)
3.Что
можно сказать о глазах Юшки? (глаза
наполнены влагой. Если глаза зеркало души, то душа плачет. Именно душой мы
любим, страдаем)

ВЫВОД: Юшка
был ростом мал и худ, в руках у него не было силы. Он плохо видел, и глаза у
него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага. Он не пил чай. Не
покупал сахара, а одежду носил одну и ту же долгие годы.

Как к Юшке относились дети.
Ответьте
на вопросы:
1.Какие
слова использует автор для описания их поведения? (бежали, кричали,
бросали, подбегали, трогали его, толкали, кидали, дразнили)
2.Чего
дети ждали от Юшки? (чтобы он отозвался им злом и развеселил их. Детям
было скучно и нехорошо играть, если Юшка молчал, не пугал их и не гонялся за
ними)
3.Почему
Юшка не обижался на детей? (он верил,
что дети любят его, он нужен им, только не умеют они любить человека и не
знают, что делать для любви, и поэтому терзают его)
ВЫВОД: совсем
не зло и ненависть к Юшке движет детьми. Они ждут естественной реакции в
подобной ситуации – зла в ответ на зло. Зло для них – источник радости и
веселья.
Отношение взрослых к Юшке.
Ответьте
на вопросы:
1.Отличалось
ли поведение взрослых от поведения детей?
2.Какую
роль играл Юшка для жителей деревни? (они выплёскивали на Юшку всю злобу,
зная что он всё стерпит)
3.Чего
взрослые хотели от Юшки? (хотели, чтобы жил как все, чтобы
жил как надо)
4.Какие
слова постоянно повторяет Юшка в оправдание обидчиков? (меня народ любит.
Он меня без понятия любит. Сердца в людях бывают слепые)
ВЫВОД: взрослые
бьют Юшки из-за непохожести на других. Вымещая своё зло на Юшке, в отличие от
детей, делают это сознательно. Зло в природе людей.
- А как вы
считаете, был ли он счастлив вообще и когда? (наедине с
природой)
-Как относился
Юшка к живы существам? (целовал, старался не дышать, чтобы
они не испортились, гладил, подымал, всматривался)
-Почему
Юшка не мог показать любовь к природе при людях? (они не только не умеют
любить сами, но и не дают любить другим)
Кульминационный
момент, гибель Юшки.
-Зачитайте
отрывок диалога прохожего и Юшки.
-Из-за
чего осерчал Юшка?
-Случайно
ли здесь слово «осерчал»?
Подберите
синонимы к данному глаголу (рассердился,
разозлился, возмутился, разгневался)
-Почему
ни один из них не подходит? («осерчал»
- это по-детски, как любящий дедушка на внука)
-Что
стало причиной этого?
-Что
отвечает Юшка на слова «весёлого прохожего»? Зачитайте
эти слова.(«Я жить родителями поставлен…»)
-Как
вы понимаете слова Юшки? (все имеют право на жизнь. Она дана
нам свыше, и никто не имеет право её отнять)
Вот
и умер Юшка. Так трагически закончилась его жизнь. Хоронить Юшку пришли все.
Почему? (хотели искупить свою вину)
-Почему
без Юшки жить людям стало скучно? (вся злоба осталась среди людей, т.к.
не стало человека, безответственно терпевшего их насмешки, ожесточение)
Таким
образом, зло со стороны людей гасилось добром со стороны Юшки. Не всегда добро
побеждает зло в жизни. Умер Юшка и только тогда добро победило, люди поняли
свою ошибку, но было уже поздно. Не всегда при жизни воздаётся должное тому,
кто дарил добро миру.
Прочитайте
слова Платонова: «Человечество – одно дыхание, одно живое, тёплое существо.
Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все. Нет человека, который
был бы как остров, сам по себе».
Вот
и сказано о Юшке справедливое слово. Почему не заканчивается этими словами
рассказ?
-Когда
мы узнаём полное имя Юшки? От кого? (появляется
девушка-докторша, ради которой он жил)
-Почему
в дальнейшем девушку стали звать дочерью доброго Юшки? (она осталась в городе лечить людей)
-Что
она поведала о жизни Юшки?
Не
зря автор выбрал имя для своего героя Ефим Дмитриевич. Давайте посмотрим, что
означает его прозвище и имя.
Юшка
– кровь, животворящая жидкость, значительная
потеря которой грозит организму смертью. Юшка – это воплощение добра. Утрата
его губительна для людей.
Ефим
– значение имени «благочестивый»,
«благожелательный», «священный».
Дмитрий
– восходит к имени Деметра, древнегреческая
богиня земледелия. Благие зёрна, выращенные на плодородной почве родительской
любви, приносят плоды добра.
Юшка
выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше пониманием его слова : «Я
тоже всему свету нужен».
Значит
способен что-то изменить даже тихий, скромный, безответный Юшка.

Сегодня
мы прикоснулись к сердцу прекрасного человека, который болел душой за всех
людей, который понимал, что всем людям важнее человеческая теплота и
человеческой внимание при жизни, но не после смерти.
ЗАКОНЫ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ:
1.Любовь
к родине.
2.Любовь
ко всему живому.
3.Милосердие.
4.Способность
дарить добро.
5.Помнить
свои корни.
6.Любить бескорыстно.
3. Домашнее задание:
- повторить с. 180 - 188;
- с. 188 обработать в тетради,
Код доступу 536400
Комментариев нет:
Отправить комментарий