6 кл.З.Л. 14.05.2020 ШЕКЛИ 2

Материал для изучения темы
Р.Шекли "Запах мысли"
Характеристика главного героя. Смысл названия произведения. 
Развитие понятий о фантастике и научно-фантастической литературе.

И когда человек познает свои возможности, он станет всесильным. Р. Бредбери
1.  Повторяем выученное:
- Знакомы ли вы с произведениями в жанре фантастики?
- Какие произведения этого жанра вы читали?
- Какие из них вам понравились?
- Можете ли вы назвать известных русских и иностранных писателей-фантастов?
- Знакомы ли вы с произведениями в жанре фэнтэзи?
Фантастику надо уметь читать. Современная фантастика включает многие поджанры. Главная ошибка состоит в том, что требования, закономерные для одного поджанра, предъявляют к другому поджанру. Например, о фантастико-приключенческой книге говорят, что она "не научна", а прогностическую фантастику ("Туманность Андромеды") упрекают в недостаточной художественности и т.д. Каждое НФ-произведение надо оценивать по законам того поджанра, к которому оно относится.
Если в книге фантастические приключения - нужно требовать остроты, напряженности сюжета, но никак не научности.
Прогностическая фантастика должна быть сильна именно научностью, обоснованностью. Логикой прогнозов.
Сатирическая фантастика ценна силой сатиры и имеет право на любые ненаучные допущения. 
Подумаем вместе Что такое фантастика?   Какие книги фантастиче-ского жанра вам известны?     Проверьте свои знания Фантастика – художественные произведения, в которых создается мир невероятных , чудесных представлений и образов, рожденных воображением писателя.
-Как можно определить жанр фэнтэзи?
Фэ́нтези[1] (от англ. fantasy «фантазия»)  жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин.
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
-Что же там больше науки или волшебства?
-В каком жанре пишет Роберт Шекли?
-Какие вопросы волнуют писателя?
-Каким видит человека в своих произведениях Шекли?
2.  Работа с текстом рассказа
В рассказе Роберта Шекли "Запах мысли" космонавт совершает вынужденную посадку на неисследованной планете. Происходит встреча с хищниками, похожими на волков. У этих "волков" (как и у других животных на планете) нет обычных органов чувств: они слепы, глухи, не чувствуют запаха. Космонавту кажется, что он в безопасности, однако "волки" уверенно преследуют безоружного человека, улавливая его мысли. Мир животных-"телепатов" - сам по себе блестящая находка, но Шекли идет дальше, последовательно моделируя поведение человека, которому нужно уцелеть в этом мире. Герой рассказа начинает представлять себя деревом, и "волки" прекращают погоню. Однако к "дереву" слетаются птицы, вновь возникает конфликтная ситуация...
Спасаясь от волков, Кливи мысленно превращался в различных животных. Установите последовательность его превращений:    А) змея; Б) пантера; В) птичка; Г) волчица.
- Где разворачивается действие рассказа? ( В космосе на неизведанной планете)
- Кто является главным героем произведения? (Космонавт Кливи)
- С какой проблемой неожиданно сталкивается потерпевший аварию космонавт? (с необычным внеземным разумом – животными-телепатами и т.д.)
- Что в рассказе противопоставлено человеческому интеллекту?
В какой момент пребывания на чужой планете герой приходит к спасительной догадке? Что выручило его из беды? Дайте оценку поступкам Лероя Кливи в экстремальных ситуациях.     
- В чем особенность этой творческой находки писателя?
- Какими качествами автор наделяет своего героя? Почему именно такими качествами?
- Верит ли автор в человеческий разум? Докажите примерами из рассказа.
- Какие вопросы нравственного характера поднимает в своем рассказе Р.Шекли?
- Почему для выражения своих исканий, своих размышлений писатель выбрал жанр фантастики?
- Что в рассказе писателя фантастического, а что – из реального мира?
Как вы думаете, имеют ли мысли свой запах?  Как вы понимаете название произведения?   Какую проблему раскрывает рассказ Роберта Шекли «Запах мысли»?  Какой глубокий смысл скрыт в названии рассказа?     
3.  Это нужно запомнить
Автор – Роберт Шекли (1928-2005).
Год написания – 1953.
Жанр – Фантастический рассказ.
Тема.
·       об опасностях, которые поджидали космического почтаря на незнакомой планете;
·       как Человек, оставшись сам на сам с дикой природой, выходит победителем без посторонней помощи;
·       как человек может изменить мир силой собственного воображения.
Идея.
v Прославление неограниченных возможностей человеческого разума, силы духа, воли, творческого воображения, неординарного мышления человека, которая способна преодолеть все преграды на своем пути.
v Никогда нельзя терять самообладание, следует бороться за свою жизнь и здоровье.
Конфликт.
Ø Противостояние главного героя Котором и внеземной фауны;
Ø внутренняя борьба героя со своими страхами.
Главные герои: космический почтальон Лерой Кливи, звери без глаз и ушей: белка с темно-зеленым мехом, желто-бурая пантера, волки зеленого цвета, дятел, стервятники.
Место и время действия. Звездное скопление Сергон, кислородная планета С-М-22 (три дня).
Сюжет. Главный герой Лерой Котором через космическую аварию оказался на незнакомой планете без средств к спасению. Героя удивило, что животные на планете слепые и глухие, они общаются благодаря телепатии. Он делает попытку управлять своими мыслями и придумывает разные способы спасения. Силой мысли он борется с пантерой, волками, стервятником, представляет себя самкой пантеры, змеей, птицей, кустом, трупом. Последним усилием воли он заставляет хищников отступить, вообразив себя огнем.
Он стал телепатом, который победил инопланетных животных и удивил спасателей, прибывших ему на помощь. Их удивило то, что на теле Лероя Котором не было ни одного ожога, хотя он находился в эпицентре пожара.
Гуманистический смысл рассказа.
ü Человек – не убийца всего живого, быть сильным не значит уничтожать тех, кто слабее.
ü Человек будущего – хозяин не только своей планеты, но и дальнего Космоса.
Поскольку мир меняется, Роберт Шекли показывает нам, каким должен быть человек будущего, чтобы могла выжить в борьбе с неизвестным
4.  Сделаем выводы...
Каждый рассказ Шекли - это новый шедевр литературы. Острый, необычный, очень емкий. И это произведение не является исключением.
Рассказы Шекли отличает парадоксальный взгляд, позволяющий представить, казалось бы, самые обычные обстоятельства с необычной стороны и благодаря этому ярко показать человеческий или социальный тип. Шекли всегда волновал вопрос социального поведения конкретного человека, его стереотипы, которые писатель высмеивал безжалостно и ярко.
Роберта Шекли забыли. А ведь это - Классик! Именно так – писатель с большой буквы.
Современная молодежь плохо знакома (а многие вообще не знакомы) с творчеством этого писателя.
5.  Выполните задание:
Код доступу 858564

Попросіть учнів використати цей код,
відкривши посилання
join.naurok.ua
6.  Домашнее задание:
 - с. 207 - 234 повторить,
 - подготовьтесь к итоговому уроку по теме "Из сокровищницы мировой фантастики"
 - прочитайте любые произведения (на ваш выбор) писателей-фантастов...или 
К.Булычёв "Подземелье ведьм", К.Саймак "Детский сад", Г.Уэллс "Война миров"


Комментариев нет:

Отправить комментарий