Материал для изучения темы
Уроки доброты
А.П.Платонов "Юшка"
"Величие простых сердец" в рассказе Платонова
1. Посмотрите видео:
2. прочитайте учебник: с 180 - 181
3. Ответьте на вопросы:
1.Как
зовут Платонова
А. Андрей Платонович; Б. Алексей
Платонович; В. Александр Платонович
2.
Настоящая фамилия Платонова
А. Клим; Б. Климентов; В. Плиментов
3.
Учился Платонов в
А. Сельской школе; Б. Городской; В.
Церковно-приходской
4.Как
называется сборник стихов
А. «Голубая глубина»; Б. «Голубая
долина»; В. «Голубое небо»
5.
В каком году вышли «Епифанские шлюзы»
А. 1925; Б. 1926; В. 1927
6.
В какой газете работал Платонов
А. «Красный октябрь»; Б. «Красное
пламя»; В. «Красная звезда»
7.
Какие книги принадлежат Платонову
А. «Волшебное кольцо»; Б.
«Башкирские народные сказки»; В. «Финист-Ясный Сокол»
8.
Платонов умирает
А. 1951; Б.
1952; В. 1953
4. Прочитайте рассказ "Юшка": с.181 - 188 учебника
5. Ознакомьтесь с материалом:
1) Особенности жанра. Произведение
А. Платонова «Юшка» относится к жанру рассказа.
2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тема рассказа А. Платонова «Юшка» — тема милосердия, сострадания. Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».
3) Основная идея рассказа. Основная идея художественного произведения — это выражение авторского отношения к изображаемому, его соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и человека. Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый ещё из детских сказок: невозможного нет, всё возможно. Сам автор говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может .быть, а не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души...» К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.
4) Характеристика героев рассказа.
2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тема рассказа А. Платонова «Юшка» — тема милосердия, сострадания. Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».
3) Основная идея рассказа. Основная идея художественного произведения — это выражение авторского отношения к изображаемому, его соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и человека. Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый ещё из детских сказок: невозможного нет, всё возможно. Сам автор говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может .быть, а не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души...» К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.
4) Характеристика героев рассказа.
Образ Юшки. Главный
герой рассказа — Юшка. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта
любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь
не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на
деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго
всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир
природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и даже перестает
чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдает от чахотки). Искренне любит он и
людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве,
отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела
его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год,
чтобы она могла жить и учиться. Он любит её больше всего на свете, и она,
наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего
сердца». Достоевский писал: «Человек есть тайна». Юшка же в своей «нагой»
простоте кажется людям откровенно понятным. Но его непохожесть на всех
раздражает не только взрослых, но и детей, а также влечёт к нему человека «со
слепым сердцем». Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают.
Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответную глупость».
Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их
оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему
он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые.
Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил:
«Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня?..
Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах
людей извращенную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» — говорит он
хозяйской дочери. Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. «Он был
мал ростом и худ; на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности
редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла
влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же
одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не
покупал. Он — подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу
незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в
кузницу и (последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало
и конец дня. Но в глазах взрослых, отцов и матерей Юшка — человек ущербный, не
умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей:
мол, будешь как Юшка. Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и
потом возвращается. Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут
миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков,
кузнечиков — живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим
Юшку весёлым и счастливым. И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его
принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек «по надобности»
своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он всё же был
прав в своих убеждениях: он действительно был нужен людям.
Образ приёмной дочери Юшки. Став врачом, девушка приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего приёмного отца, девушка всё же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажжённые в её душе несчастным юродивым, — своё сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолят! страдание и отдалять смерть от ослабевших».
Образ приёмной дочери Юшки. Став врачом, девушка приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего приёмного отца, девушка всё же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажжённые в её душе несчастным юродивым, — своё сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолят! страдание и отдалять смерть от ослабевших».
6. Домашнее задание
с. 180 - 188 читать
Комментариев нет:
Отправить комментарий