Материал к изучению темы
В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой"
Характеристика героев рассказа. Душевные переживания и жизненные уроки главного героя. Утверждение в рассказе твердых моральных устоев и доброты. Смысл названия произведения


1. Повторение
Мотив детства очень распространен в мировой литературе. В. Астафьев развивает его так, чтобы раскрыть две темы: приключения мальчика Вити и соседских детей и духовное становление личности. Указанные темы «Коня с розовой гривой» тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.
Начинается «Конь с розовой гривой» коротким разговором бабушки и внука. Бабушка просит мальчика насобирать туеску земляники, обещая за это пряник – коня с золотой гривой. Несколько абзацев посвящено описанию лакомства. В них В. Астафьев погружается в свои детские заботы и мечты.
Бабушка и внук Витя – главные герои произведения. Постепенно галерея образов дополняется. Читатель узнает о членах семьи бабушкиного соседа Левонтия: жене Васёне, детях Саньке и Таньке. Все они играют второстепенную роль. Эпизодичные образы – дед и мать Витьки.
Центральное событие сюжета – сбор земляники. В. Астафьев рассказывает, как главный герой вместе с друзьями собирал ягоды. Дети Левонтия больше ели, чем работали. Витя же собрал туеску земляники, но часть его «добычи» съели, часть – рассыпали. Витька испугался: что скажет бабушка. Она была женщиной доброй, но строгой. Санька посоветовал другу обмануть ее: насыпать в туеску земли и травы, а сверху положить ягоды. Так ребята и сделали.
Обман бабушка обнаружила только на рынке. Она рассердилась на внука, но пряник ему привезла. Привлекает внимание эпизод, описывающий возвращения бабушки с рынка. Мальчик заметил, как женщина грозила ему с лодки кулаком. Вид лодки посреди реки напомнил мальчишке о смерти матери, утонувшей в Енисее.
Мальчику было стыдно за свой поступок, он не знал, как ему поступить. На помощь пришел дедушка. Он посоветовал попросить у бабушки прощения. Витя так и сделал. В конце перед нами появляется взрослый мужчина, который признается, что бабушка и дедушка умерли, его же «жизнь клонится к закату», но память его сохранила «дивного коня с розовой гривой». Завершающая часть произведения – ключ к толкованию названия рассказа.
Розовый конь – символ памяти о дорогих сердцу людях, также его можно толковать как совесть.


В произведении раскрываются такие моральные проблемы: отношения между представителями разных поколений, обман, совесть, дружба.
Описанные события, система образов позволили автору реализовать идею о том, что обман всегда раскрывается, важно уметь жить с чистой совестью.
Основная мысль произведения: нужно уметь говорить правду, поступать по совести. Это то, чему учит читателя автор.
Смысл «Коня с розовой гривою» сконцентрирован в искреннем признании взрослого человека.
2. Выполните в рабочей тетради тренировочное задание (ответы перешлите по почте veronika.nikanoria@gmail.com)
2. Выполните в рабочей тетради тренировочное задание (ответы перешлите по почте veronika.nikanoria@gmail.com)
Тест
на знание текста В.П. Астафьева
«Конь
с розовой гривой»
1. Мечтой всех деревенских ребятишек был:
а) поход
на рыбалку вместе со взрослыми в)
настоящий армейский конь
б) калач
с изображением розового коня г)
пряник в виде коня
2. Повествование в рассказе ведётся от лица:
а) главного героя
– мальчика б) бабушки в)
автора г) соседского паренька
3. Действие рассказа происходит:
а) в
деревне б) на море в) в городе г)
в посёлке
4. Сосед, дядя Левонтий, работал:
а)
пастухом б) заготовщиком леса в)
трактористом г) лесником
5. Какие ягоды собирали ребята:
а)
клубнику б) малину в) землянику г)
смородину
6. Имя бабушки главного героя:
а) Мария б)
Анна в)
Екатерина г) Варвара
7. Название, какой реки упоминается в рассказе:
а) Енисей б)
Обь в) Иртыш г) Волга
8. Что такое шаньга:
а)
пирожок с картошкой в) булочка с
повидлом
б) булочка с
творогом г) пирожок с капустой
9. Что такое туесок:
а) пояс в)
корзина для сбора ягод
б)
деревянная посуда для окрошки г) сеть для ловли рыбы
10. Мальчик в рассказе В. П. Астафьева «Конь с
розовой гривой» обманул бабушку, потому что:
а) не
любил бабушку в) решил, что всё
обойдётся
б) поддался на
уговоры деревенских ребят г) не хотел собирать землянику
11. Мальчик расплакался на кухне, потому что:
а) считал
себя незаслуженно обиженным б) ему не подарили розового коня
в) ему было стыдно
за своё поведение г) он понял, что его никто не любит
12. Что символизирует подаренный бабушкой пряник:
а)
стремление бабушки загладить вину в) искреннюю заботу о мальчике
б)
обыкновенный знак внимания
г) мудрое умение любить и
прощать
3. Домашнее задание:
- с. 190 - 205 читать, повторить;
- с. 205 - 206 устные ответы;
- подготовиться к Т.О. №5 по теме "Уроки доброты": с.179 - 206
Комментариев нет:
Отправить комментарий