6кл.З.Л. 08.05.2020 ШЕКЛИ

Материал к изучению темы
Роберт Шекли "Запах мысли"
Фантастический мир в рассказе. Утверждение силы и могущества человеческого разума, способности не сдаваться в экстремальных ситуациях
Роберт Шекли - Миры Роберта Шекли. Сборник научно-фантастических ...   Парадоксы Р. Шекли - Posrednik CG   Как на самом деле пишут профессионалы (слушать аудиокнигу ...
1. Знакомство с писателем
   - с. 222 читать
 – Роберт Шекли, американский писатель-фантаст, родился в Нью-Йорке в 1928 году. Он рано научился читать и с детства мечтал стать писателем. Уже первые фантастические рассказы, которые печатались в журналах, нравились читателям, и редакторы с нетерпением ждали новых. Рассказы Шекли выделяются неисчерпаемой фантазией, тонким юмором, неординарными фантастическими сюжетами. В 2005 году писатель побывал на Украине, чем порадовал многочисленных почитателей его творчества.
 Работа с учебником.
– Прочитайте вдумчиво статью учебника, посвященную Р. Шекли. Составьте к тексту три вопроса. 
2. Работа с учебником
 - с. 223 - 233 прочитайте  
  • Почему рассказ «Запах мысли» считается фантастическим? («Запах мысли» — фантастический рассказ потому, что даже название фиксирует качество, которого нет в природе; события жизни героя — из области вымысла, который, однако, основан на научных поисках современности; все враги, которые противостоят Лерою в рассказе, — существа фантастические).
  • Как описана история посадки Лероя Кливи на планету З-М-22?
  • Каким увидел Кливи мир невероятной планеты? Какое отличие от земных существ он заметил сразу, о каком догадался значительно позже? Почему?
  • Какую роль в развитии сюжета рассказа играет фраза: «Ему казалось, что разум его отделился от тела и, освобожденный, витает в воздухе»? (Фраза о том, что разум отделился от тела, помогает понять, что именно этот разум отдельно от тела и дает возможность живым существам планеты воспринимать окружающий мир).
  • Какие сцены из жизни планеты наблюдал герой и чем окончилось его безучастное наблюдение?
  • Опишите события первого и второго дня на планете З-М-22. Как Кливи удалось спастись? Когда он понял, что его спасало?
  • Какую роль в рассказе играет телепатия? Как вы понимаете значение этого слова?

Шекли — автор, который очень любит иронию. Заметили ли вы это пристрастие автора? Над кем и как он иронизирует? Найдите подтверждение в тексте.
3. Анализ рассказа
Автор -  Роберт Шеклі (1928-2005)
Рік написання 1953
Жанр  Фантастичне оповідання
Тема
ü Про небезпеки, які чатували на космічного поштаря на незнайомій планеті;
ü як Людина, залишившись сам на сам із дикою природою, виходить переможцем без сторонньої допомоги;
ü як людина може змінити світ силою власної уяви
Ідея. Уславлення необмежених можливостей людського розуму, сили духу, волі, творчої уяви, неординарного мислення людини, яка здатна здолати всі перешкоди на своєму шляху. Ніколи не можна втрачати самовладання, слід боротися за своє життя та здоров’я.
Конфлікт.
v протистояння головного героя Кліві та позаземної фауни;
v внутрішня боротьба героя зі своїми страхами.
Головні герої:
Ø космічний поштар Лерой Кліві,
Ø звірі без вух та очей: білка з темно-зеленим хутром, жовто-бура пантера, вовки зеленого кольору, дятел, стерв’ятники
Місце та час дії.   Зоряне скупчення Сергон, киснева планета З-М-22 (три дні)
Сюжет.
Головний герой Лерой Кліві через космічну аварію опинився на незнайомій планеті без засобів до порятунку. Героя здивувало, що тварини на планеті сліпі та глухі, вони спілкуються завдяки телепатії. Він робить спробу керувати своїми думками та придумує різні способи порятунку. Силою думки він бореться з пантерою, вовками, стерв’ятником, уявляє себе самицею пантери, змією, пташкою, кущем, трупом. Останнім зусиллям волі він змушує хижаків відступити, уявивши себе вогнем. Він став телепатом, який переміг інопланетних тварин і здивував рятувальників, що прибули йому на допомогу. Їх здивувало те, що на тілі Лероя Кліві не було жодного опіку, хоча він перебував в епіцентрі пожежі.
Гуманістичний зміст оповідання.
v Людина — не вбивця всього живого, бути сильним не означає знищувати тих, хто слабший.
v Людина майбутнього — господар не тільки своєї планети, а й далекого Космосу.
v Оскільки світ змінюється, Роберт Шеклі показує нам, якою має бути людина майбутнього, щоб могла вижити у боротьбі із невідомим.

Джерело: https://dovidka.biz.ua/zapah-dumki-analiz/ Довідник цікавих фактів та корисних знань © dovidka.biz.ua
Каждый рассказ Шекли - это новый шедевр литературы. Острый, необычный, очень емкий. И это произведение не является исключением.

      Рассказы Шекли отличает парадоксальный взгляд, позволяющий представить, казалось бы, самые обычные обстоятельства с необычной стороны и благодаря этому ярко показать человеческий или социальный тип.  Шекли всегда волновал вопрос социального поведения конкретного человека, его стереотипы, которые писатель высмеивал безжалостно и ярко.
4. Закрепление материала
 - выполните работу в тетради, результат отправьте по адресу: veronika.nikanoria@gmail.com
Литературный диктант
1.    Профессия главного героя Лероя Кливи? 
2.    По какой причине у Кливи произошла вынужденная посадка? 
3.    Чем так удивил Кливи первый увиденный им зверёк? 
4.    У животных, увиденных Кливи, был похожий окрас. Какая? 
5.    По какой причине Кливи упал в обморок в первый раз? 
6.    Какая способность помогла волку съесть белку? 
7.    Почему пантера-самка не набросилась на Кливи? 
8.    Как Кливи удалось уйти от волков? 
9.    Когда Кливи представил себя кустом, кому он произносит следующие слова: «Полегче! Не надо рубить сук, на котором сидишь»? 
10.    Чем, наконец, Кливи прогнал Пантеру? 
11.    Какое бедствие пережил Кливи в конце своего путешествия, перед спасением?
12.   Что вызвало удивление спасателей? 
5.  Домашнее задание:
 - с. 222 - 233 читать, пересказ,
 - устная характеристика Лероя Кливи
 - выполните задание:
  Код доступу 578104
Попросіть учнів використати цей код,
відкривши посилання
join.naurok.ua



Комментариев нет:

Отправить комментарий